ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтактыПоиск

24 августа 2017

Петербургский цирк готов создать музей "Блокадной подстанции"

при согласии Росгосцирка

Об этом сообщила лидеру фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Алексею Ковалеву вице-губернатор Анна Митянина.

В ответе вице-губернатора на запрос депутата о дальнейшей судьбе здания бывшей Тяговой подстанции №11, известной как "Блокадная подстанция" (соседнее с цирком здание по адресу наб. Фонтанки,д.3А), указывается, что администрация городского цирка подтверждает готовность создания музейной экспозиции "при условии получения соответствующего согласования Росгосцирка". Выставка может быть связана с деятельностью Цирка на Фонтанке и блокадной трамвайной подстанции в годы Великой Отечественной войны.

В письме сообщается, что здание подстанции уже передано городом петербургскому цирку по договору безвозмездного пользования для использования под уставные цели. При этом оформить охранное обязательство в отношении здания и участка под ним цирк пока не может, так как акт приема-передачи объекта еще не состоялся.

Тем не менее, Анна Митянина сообщает, что уставом филиала Российской государственной цирковой компании "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" не предусмотрено осуществление музейной деятельности. Однако, согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в сведениях о дополнительных видах деятельности как петербургского цирка, так и "Росгосцирка", имеется пункт "деятельность музеев".

Алексей Ковалев:

– Безусловно, лучшим вариантом было бы передать "Блокадную подстанцию" Музею обороны и блокады Ленинграда. Однако с целью сохранения здания и я, и петербуржцы были готовы поддержать другие варианты, в частности, передачу подстанции Санкт-Петербургскому цирку при условии соблюдения охранных обременений и придания лицевому корпусу музейно-мемориальной функции. Сейчас мы готовы сотрудничать с цирком и предложить конкретные концептуальные решения экспозиции и механизмы их реализации. В этом году зданию исполняется 85 лет и 75 лет исполняется подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда, трудившихся на подстанции и восстановивших трамвайное движение в блокадном городе. Было бы прекрасно в качестве подарка к двум юбилеям окончательно определиться с судьбой здания в ближайшие месяцы.

Нам еще предстоит разобраться, почему данные из ЕГРЮЛ и информация из ответа вице-губернатора Анны Митяниной не соответствует друг другу. Но сейчас главное, чтобы Росгосцирк понял значимость "Блокадной подстанции" для Петербурга и поддержал решение нашего цирка.

Напомним, здание Тяговой подстанции №11 было построено в 1932 году по проекту архитектора Раисы Кохановой. Здание является историческим памятником советскому плану ГОЭЛРОи произведением архитектуры, выполненным в духе идей и стилистики конструктивизма.

Здание максимально функциональное, не выделяется цветом и не превышает высоту цирка – от цирка идет ступенчатое понижение объемов от трех – до одноэтажного. Производственная часть запроектирована в многоэтажном объеме. Ртутные выпрямители, щит управления и распределительное устройство постоянного тока напряжением 600 В размещались в машинном зале. В отдельных камерах располагались силовые трансформаторы. Распределительное устройство переменного тока напряжением 6 кВ занимало два этажа: в верхнем находились шинные полки, в нижнем – коридор управления и взрывные камеры масляных выключателей. Имелся кабельный подвал, помещение для аккумуляторной батареи, двухэтажная трансформаторная мастерская. Трёхэтажная башня для резервуара с водой вынесена на красную линию, а небольшая жилая часть как бы вытягивает здание в северном направлении.

На здании размещается мемориальная доска: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941 – 1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрождённого трамвая". Блокадный город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение. Потребовалось восстановить около половины всей эксплуатируемой в то время контактной сети – примерно 150 км. 8 марта по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью шла очистка города от мусора, снега и нечистот. А 15 апреля открылось пассажирское движение. Для ленинградцев это было настоящим праздником.

Несмотря на то, что подстанций, давших напряжение весной 1942 года, было три, именно эта стала в общественном сознании главным мемориалом блокадного трамвая. К ней приносят цветы, приходят ветераны. Местоположение подстанции делает ее неотъемлемой частью на "Маршруте памяти": в пяти минутах ходьбы находятся "Блокадная прорубь", "Дом Радио", памятный знак "Блокадный репродуктор" и др.

До 2014 года подстанция обеспечивала напряжением троллейбусную и трамвайную сеть Центрального района Санкт-Петербурга, выдавая напряжение 550 В. Здесь находился районно-диспетчерский пункт, на который было завязано управление десятками подстанций "Горэлектротранса". Весной 2014 года подстанция была отключена.

В декабре 2009 года правительством города было выпущено постановление о реконструкции тяговой подстанции №11 и строительстве гостиницы. Против этого решения и за музеефикацию объекта выступили ветераны и жители города. В феврале 2013 года появились сообщения, что здание просит передать Санкт-Петербургскому государственному цирку новый художественный руководитель Вячеслав Полунин. 15 апреля 2013 года комиссия по культуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обратилась к губернатору в защиту "Блокадной подстанции". 6 марта 2014 г. Всероссийское общество охраны памятников (ВООПИиК) подало в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Акт по итогам историко-культурной экспертизы, дающей "Блокадной подстанции статус" выявленного объекта культурного наследия. 21 ноября 2016 года Правительство Петербурга отменило постановление о реконструкции подстанции под гостиницу.

Алексей Ковалев предупреждает петербуржцев, что за переименование улиц им придется заплатить из своего кармана
Петербургские эсеры требуют от генпрокурора защитить интересы пассажиров Пулково, которых обязуют предъявлять распечатанные билеты
Проспект Обуховской обороны расширять не планируют, на ремонт Рыбацкого моста средств нет, но реконструкция Рыбацкого проспекта все же предполагаетс
Алексей Ковалев предотвратил разрушение обелиска Румянцева
В бюджет Санкт-Петербурга все-таки заложили средства на рекультивацию полигона "Новоселки"
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию